Ленин!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Революционный Коммунистический Союз Молодежи

Сайт исключительной юрисдикции бывшего предводителя ЛО РКСМ(б) Дмитрия КУЗЬМИНА

Навигация
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
АНОНСЫ
СТАТЬИ
ПОЛИТПРОСВЕТ
ГОСТЕВУХА
ЛИСТОВКА
ЭХ, ПРИКОЛЮ!
ПИСЬМО

Статистика
Rambler's Top100

Вячеслав СЫЧЕВ
Образование — проигранный бой

«Хочу учиться!», «Не хочу учиться!» — подобные выражения довольно часто можно услышать из уст современных молодых людей. Обычное, в общем-то, дело, смена настроения, разные жизненные планы. Только вот совсем скоро может так получиться, что никак не желание будет определяющим фактором в получении образования. А исключительно наличие или отсутствие денег. Школы, училища, техникумы и вузы уже и так медленно, но верно становятся платными. То за учебники, то за факультативные занятия, то за пересдачу экзамена улетают денежки грызущих гранит науки и их родителей. Кое-где поборы не совсем законны, а где-то уже вполне узаконены. Тенденция эта была налицо уже давно. Однако только сейчас уничтожение бесплатного образования выходит на финишную прямую.

Общественно-политический строй, укоренившийся на просторах бывшего Советского Союза, разваливший страну и почти разрушивший промышленность, имеет свои жесткие требования к массовому образованию. Гармонично развитый, воспринимающий всю человеческую культуру и знания рабочий не нужен нынешнему правящему классу. «Знающий много лишнего» человек даже вреден для буржуазии. Тот, кто, получил диплом, а не филькину грамоту, скорее, чем не обремененный знаниями неуч сможет заявить о своих правах, отстоять их в суде, на легальных акциях протеста и даже организоваться на серьезную эффективную борьбу. Обилие «грамотеев» является очень нежелательным для класса, использующего народ как дойную корову (пока пусть дает молоко, а как надоест — зарежем). И, надо сказать, что буржуазия, хоть она и расколота на соперничающие отряды, но, все же, лучше организованна как класс, чем трудящиеся массы, рабочие и учителя.

Капиталистическое наступление на советское образование развивалось до сих пор по следующим направлениям:

1. Изменение учебных программ на более упрощенные или на искаженные (например, в случае с историей).

2. Изменение методик воспитания и преподавания на неэффективные.

3. Понижение социального статуса учителей и преподавателей. Зарплаты в образовании чрезвычайно низки. Нищета учителей общеизвестна.

4. Изменение статуса школ и других образовательных учреждений. Образование становится платным.

Последняя позиция, сданная сторонниками советской системы, касается четвертого пункта, пожалуй, самого важного. Госдумой принят закон «Об автономных учреждениях», уничтоживший незыблемость статуса школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Общая картина разгрома советского образовательного наследия дополняется отсутствием координации действий его сторонников, полной деморализацией тех, кто мог бы эффективно биться за это важнейшее условие существования нации, то есть педагогов и всех трудящихся, чьим детям теперь будет гораздо труднее получить серьезные систематизированные знания.

Акции протеста против реформы образования, проходившие в последние годы, были вялыми и беззубыми и, создается впечатление, что они не имели даже цели выиграть бой. Но даже этих мероприятий сейчас нет — как раз тогда, когда и они жизненно необходимы.

Буржуазное государство бросило вызов педагогическим работникам, проигнорировало все их прежние требования по повышению зарплат до уровня, обеспечивающего их жизненные потребности. Люди, еще недавно произносящие в микрофоны на площадях громкие слова, только утерлись и посыпали голову пеплом. Раньше ответом на наглое поведение режима обычно были многотысячные, хоть как-то организованные акции протеста. Были даже массовые забастовки работников школ и других образовательных учреждений — очень кратковременные, они являлись по существу пробой сил самых радикальных, то есть здравомыслящих элементов среди педагогов.

В этом же году педагогическая армия рассеялась и сдалась на милость победителя. Когда буржуазный удар по образованию стал наиболее сильным, ни о каких всероссийских акциях протеста и речи не идет. Враг же неукоснительно гнет свою линию, кует железо пока горячо.

Последние парламентские словопрения стихли и закончились тем, чем должны были закончиться в условиях отсутствия протеста — принятием в октябре закона «Об автономных учреждениях». Этот закон «предусматривает введение нового типа государственных и муниципальных учреждений — автономных учреждений, которые будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них будут обладать большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности». По сути, теперь школы, вузы и средние специальные учебные заведения, став АУ, поменяют род деятельности — вместо производства образованных людей будут давать прибыль. А в случае банкротства АУ теперь появится возможность приватизировать образовательное учреждение и совсем перепрофилировать во что угодно, лишь бы доход был стабильным. Само количество школ и вузов тоже будет уменьшаться. Все это автоматически делает уязвимыми трудящихся России, чья копейка зарабатывается тяжело, а просвета и качественного улучшения жизни так и не видно. Кто сможет платить десятки тысяч рублей в год на образование своих детей? Рабочие сразу попадают в разряд аутсайдеров и их дети теперь смогут учиться лишь на задворках школ «второго коридора», тогда как детишки толстосумов будут постигать науку «разделяй и властвуй» в дорогих престижных «гимназиях». Сами учителя вообще попадают в щекотливую ситуацию. Те немногие, которые станут преподавать в буржуйских школах, еще заработают на хлеб с маслом. Вышедший закон дает право педагогическому коллективу участвовать в переделе учебных заведений, то есть бросает педработникам кусок пирога. Однако не стоит обольщаться. Только школы для богатых не будут бедствовать. Масса же нищих народных учителей не сможет дать образование даже своим детям.

Не вызывает никаких сомнений, что только радикализация сознания трудящихся поможет решить им все их проблемы. Учителей это касается на сто процентов. Но, к сожалению, пока ничто не говорит о том, что педагогические работники готовы бороться за само образование и даже за свое выживание. «Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации», состоящий в печально известной ФНПР, доказывая свою гнилую соглашательскую сущность, саботировал борьбу против закона «Об АУ». Единственное, на что профсоюза хватило — это отправка телеграмм и писем с протестами против непопулярного буржуазного проекта. Но телеграммы еще никому не позволяли выиграть серьезное классовое сражение и профсоюз, делая вид, что все возможное было сделано, отменив даже намеченные акции протеста, сдался без боя. Само поведение этого профсоюза в данный серьезный момент не оставляет сомнений в том, что эта организация существует не для организации борьбы педагогов и ученых за свои права и за сохранение науки, а для выпускания протестного пара в свисток телеграмм и для имитации действий.

В силу сказанного ясно, что у работников образования в настоящий момент нет ни организации, готовой руководить ими в нынешней борьбе за существование, ни минимального чувства самосохранения, способного теряющих свой социальный статус, работу и цель жизни людей вытащить на улицы поплакаться в микрофоны — как это они делали в предыдущие годы. Хотя, конечно, этих мер было бы не достаточно — ведь массе педагогов и тем, кому дорога судьба страны надо совершить что-то такое, что даст понять властям истину — не стоит шутить с огнем. Здесь все средства хороши, а мартовский пример далекой Франции наглядно демонстрирует, какие именно действия надо совершать, когда буржуазные власти поступают слишком опрометчиво. Горящие автомобили, разбитые витрины, блокированные администрации как раз и есть то средство, которое нужно держать в уме мирным манифестантам. Вот тогда и к простым легальным акциям протеста власти будут относиться со всей серьезностью.

Эта ближайшая цель трудящихся масс, в том числе и работников образования — организоваться до способности хоть немного адекватно реагировать на удары классового врага. Нужны настоящие боевые профсоюзы, пусть и не имеющие политических амбиций. Внутри этих профсоюзов, когда они появятся, неизбежно возникнет другая борьба. Оранжевые, то есть прозападная партия компрадорской буржуазии, попытаются перенаправить всю энергию на свою мельницу. И вот здесь коммунисты должны будут доказать, чего они стоят, смогут ли организовать трудящихся на отторжение оранжистского обмана. Сейчас же наша большевистская задача — всеми силами подталкивать, подсказывать, направлять работников образования и науки к созданию организационных структур для ведения простейших форм массовой борьбы — не продажных эффективных профсоюзов. И еще нужно разъяснить трудящимся их складывающиеся невеселые образовательные перспективы. Понимание рабочими, что их дети теряют всякое нормальное будущее должно всколыхнуть протестный огонь.