Сергей КУРГИНЯН
ВСЕ ОПРЕДЕЛИТ СФЕРА СМЫСЛОВ
Какие стратегические задачи должна решить Россия в ближайшие 25 лет
Пока Россия катится вниз по наклонной плоскости. Это движение, начатое еще до распада СССР, ускорилось после этого распада. Все, что сделал Путин за последние шесть лет, не устранило главного. А именно – причин, в силу которых распад начался и продолжается.
Путин борется со следствиями, но причины не устраняются. Война в Чечне – ярчайший пример. Эта война – следствие распада СССР и кризиса всех форм идентификации, породивших распад и ставших его наследством. Раз идентичность была разрушена, то возник вопрос: в каком смысле чеченское население Чечни идентифицирует себя с новым Центром, который чужд прежним Смыслам и невнятен в смысловой сфере?
Старый Центр худо-бедно отстаивал нравственность и мораль. А новый?
Старый Центр "остаточно тяготел" к социальной справедливости, идеологически декларировал ее и кое-что делал на практике (общедоступность образования, здравоохранение, социально-экономический минимум для всех и так далее). А новый?
Вышеназванные черты старого Центра гарантировали ему ресурс кавказской лояльности. Я слышал рассказы тех, кто вводил Красную армию на Кавказ. Они были удивлены лояльностью религиозных кавказских групп. Тех групп, которые должны бы были поднять кавказские народы на борьбу против безбожников. А представители религиозной элиты (суфии, например) говорили: "Вроде бы безбожники! Ан нет! Мы видели, как впереди их войска идет сам Зеленый Гызр". Сравните, кстати, с тем, что написал Блок: "В белом венчике из роз впереди Иисус Христос".
Издевок по этому поводу было предостаточно. Но те, кто издевался, делали это без оглядки на элементарную государственную логику. Идеологическая компенсация конфессиональных и этнических противоречий... Социокультурная привлекательность... Элитный смысловой и политический симбиоз... Это было. И этого нет. А чем это может быть заменено? Под каким стягом – ладно, войдет и победит... главное, удержится на Кавказе русская армия? Ведь того стяга, который реял над войсками, чей подвиг был воспет общеизвестным: "Дрожи, Кавказ, идет Ермолов!" – тоже нет. Можно напугать людей разгулом квазиисламских банд, можно задействовать их инерционные представления о старом Центре, переносимые на новый Центр, но это ненадолго.
Отложить значит не выжить
России срочно необходимо решить идеологические задачи. Подчеркиваю – идеологические, а не пиаровские. Если говорить еще более точно, то задачи восстановления Больших Смыслов своей государственности. Если смысловое пространство оскудевает – жухнет, сворачивается, то сразу следом за этим начинается государственный распад. Неужели опыта СССР недостаточно, чтобы это понять?
Путин эффективно преодолел те следствия, которые порождены эрозией Большого Смысла. Он остановил чеченский сепаратизм с помощью подавляющего силового преимущества и опираясь на инерционный ресурс державности. Этот ресурс был весь израсходован в некоей суррогатной патриотической идеологии, которая была создана под выборы и с трудом прожила два срока. Чинить и латать эту идеологию невозможно. Смыслы (назовем их имитационно-модернистскими), которые данный субпродукт должен был поддержать и подпитать, оказались на голодном пайке. Я поражаюсь тому, что они так долго на нем прожили. Но сейчас эти смыслы умирают.
Специалисты по смыслам (а это не только ученые) видят то, что другие лишь чувствуют. Кому-то это покажется мистикой, но это, поверьте, абсолютная реальность. Ты видишь, как вселенная смыслов сворачивается, расползается, разъедается. Ты видишь эту смысловую катастрофу. А другие ее лишь чувствуют. Ее последствия разлиты в воздухе. Но хозяйственники, администраторы, силовики, бизнесмены... Они вне этого. И они говорят: "Построили такую-то ракету, так-то наполнили бюджет"... Сколько было ракет у СССР! И что? Помогли эти ракеты в решающий момент? Спасли от государственной катастрофы?
В поисках потерянного смысла
Российская актуальная элита отчуждена от смыслов. Она чужда им, как никогда ранее. Под крики о безбожии коммунистов к власти пришла ультраматериалистическая когорта. Коммунисты по отношению к ней были еще как-то заданы в сфере идеального. Как-то с этим соотнесены (хотя, конечно, уже слабо). Но тут-то – только вещественное!
Между тем, подлинная власть не носит вещественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно. Достоевский же не высасывал из пальца. Он писал с натуры. И эта натура никуда не делась. Нет Смысла – так все позволено.
Катастрофа разворачивается – подчеркиваю, уже разворачивается – в невидимой для большинства сфере. Но эта сфера, сфера, так сказать, государственных ноуменов (эйдосов, как сказал бы Платон), плавно перетекает в феноменальное. И никто не нашел еще способов отделить феномен от ноумена, имманентное от трансцендентального. Разве что у Зурабова есть ноу-хау по этому вопросу... Но тогда почему он держит его в секрете? Получил бы Нобелевскую премию...
Поскольку практики склонны фыркать от заумных рассуждений (а без этих рассуждений они будут сокрушительно опрокинуты), то я поясню.
Феномен – это коррупция, которую очень справедливо бичевал недавно Президент России.
А ноумен, соответствующий коррупции, эйдос этой самой коррупции – это безнравственность. Как бороться с коррупцией, не восстановив нравственность в ее правах? Как создавать капитализм без протестантизма или конфуцианства? Как выводить на какие-то новые рубежи то, что хочет навсегда залечь в окопах, дотах и бункерах "первоначального накопления"?
Раковая опухоль коррупции
Официальные лица говорят о сотнях миллиардов долларов, которые, минуя по-прежнему бедствующие низы, застревают в этой самой коррупции. И что делать? Если масштабы действительно таковы, если все это действительно носит тотальный характер и пронизывает общество снизу доверху, то это не коррупционный перекос, а криминальное государство. Почему оно криминальное? Потому что было провозглашено, что капитализм будем строить, исходя из стартовых возможностей советского общества.
В советском обществе стартовые возможности для капиталистических инициатив однозначно находились в социальной сфере, преодолевшей моральные запреты – криминальной и субкриминальной.
Соответственно возник (при переводе этой сферы в элиту) криминальный и субкриминальный смысловой мейнстрим. Он воспроизводится. Многие говорят: "В России деньги стали национальной идеей". Не хочу быть превратно понятым, деньги – прекрасная вещь. Но только тогда, когда они не становятся национальной идеей. А когда они ею становятся, то нация исчезает. А государство, как говорили классики, "превращается". Попросту: деньги как национальная идея – это стопроцентная формула криминального государства.
Обретение смысла
Ближайшие 25 лет распадутся на три периода.
Первый – осознание роли Смыслов.
Второй – выработка Смыслов.
Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам в реальной жизни.
Хотелось бы, чтобы третий период начался лет через 10. Потом будет поздно. Последующие 15 лет – это всего-то три пятилетки. А сколько за это время придется решить!
Смысл, 28.12.2006 г.
|