Ленин!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Революционный Коммунистический Союз Молодежи

Сайт исключительной юрисдикции бывшего предводителя ЛО РКСМ(б) Дмитрия КУЗЬМИНА

Навигация
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
АНОНСЫ
СТАТЬИ
ПОЛИТПРОСВЕТ
ГОСТЕВУХА
ЛИСТОВКА
ЭХ, ПРИКОЛЮ!
ПИСЬМО

Статистика
Rambler's Top100

Дмитрий КУЗЬМИН
Выборы без большинства
Теперь тотальная или даже существенная явка избирателей мало кого волнует

Итак, то, о чем говорили наши эксперты еще летом этого года, похоже, свершается. В ближайшее время может быть упразднен порог явки на выборы всех уровней. В пользу такой поправки в российское избирательное законодательство на прошлой неделе высказался спикер Государственной Думы Борис Грызлов.

Напомним, в конце июня федеральный законодатель уже существенно подправил существующую в России систему выборов. Тогда упразднили графу «против всех». Политологи заявили, что данное новшество приведет к снижению явки избирателей к, прошу прощения, урнам. Естественно, тоже избирательным.

Прошедшие 8 октября региональные выборы только подтвердили данный пессимистичный прогноз. Так, средняя явка уважаемого электората упала почти на 3 процента по сравнению с активностью избирателей на мартовских выборах этого года и аналогичным показателем на региональных выборах 2005 года. Такие данные огласил сразу по окончании октябрьских выборов председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков. К тому же увеличилось и число намеренно испорченных избирательных бюллетеней. Что также можно считать скрытым голосованием «против всех».

И вот единороссы подготовили вполне закономерное продолжение начатой ими избирательной реформы. Первым озвучил идею упразднения избирательной явки председатель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Затем в пользу этой отмены высказался спикер нижней палаты Федерального Собрания Борис Грызлов. А после такой поддержки можно смело утверждать, что законопроект будет утвержден. Потому как господин Грызлов по совместительству руководит еще и партией «Единая Россия», имеющей самое многочисленное представительство в Госдуме.

Естественно, мотивы отмены порога явки, как водится, самые благие. Дескать, такой «принудительной» нормы, ущемляющей честь свободных граждан, нет во многих странах просвещенной демократии. Скажем, в тех же Штатах. Однако можно предположить, что истинная подоплека снова несколько разнится с официальной. Скорее всего, данная поправка призвана создать определенные условия как во время думской кампании 2007 года, так и президентской 2008 года. Ну, и, само собой, на не менее важных региональных выборах ближайшего цикла.

После запрета избирательных блоков, сокращения числа федеральных политических партий и смерти кандидата «Противвсех» у недовольных граждан оставался еще один действенный способ – проголосовать ногами. То есть просто-напросто сорвать выборы. Для этого достаточно было «завалить» явку на избирательные участки, и новый раунд выборов обеспечен. Причем, что важно, в случае срыва основного голосования список участников предвыборной гонки обязательно должен обновляться. Таким образом, пассивность избирателей «выше нормы» в определенном смысле придавала выборам альтернативность. Тактика бойкота срабатывала в случае, если, по мнению большинства достопочтенного электората, альтернатива выбора была представлена в недостаточной степени. Теперь же и эту законную «лазейку» решено прикрыть. Пришел на выборы – хорошо, не пришел – тоже неплохо. Более того, чем ниже явка, тем, объективно, выше электоральные дивиденды победителя выборов. И наоборот, возможный успех серьезно меркнет в случае усиленного привлечения к участию в выборах протестной части избирателей.

Также теперь, в принципе, избиркомам можно забыть о необходимости агитации, направленной на повышение активности отечественного электората. Результат голосования пойдет в зачет при любом количестве проголосовавших! Даже если к урнам придут только партийные активисты и члены их семей.

Честно говоря, даже пока еще существующий минимальный порог явки в 20 процентов от списочного состава имеющих право голоса вызывал некоторые сомнения в легитимности полномочий избранных таким непредставительным плебисцитом. Действительно, в случае явки в 21 процент, даже при достижении результата в 51 процент от проголосовавших, избранник (кандидат или партия) фактически получал поддержку лишь 10,71 процента всех избирателей. Еще большее снижение явки автоматически уменьшает последний показатель.

"Новости Петербурга" № 44, 14.11.2006 г.